Зачем делать Укрпочту акционерным обществом
Государственное предприятие почтовой связи Укрпочта будет реорганизованно в публичное акционерное общество. Согласно сообщению пресс-службы вице-премьер-министра Валерия Вощевского, правительственный комитет по вопросам развития инфраструктуры и экологической политики принял проект распоряжения о реорганизации почтового предприятия.”Согласно проекту, первым шагом в этом направлении станет корпоратизация – преобразование украинского предприятия почтовой связи в публичное акционерное общество”, – отмечается в сообщении.
ЛІГАБізнесІнформ попросила бывшего первого заместителя генерального директора Укрпочты Геннадия Вовка прокомментировать – насколько хорошая идея превращать Укрпочту в публичное акционерное общество
Оценить процесс корпоратизации государственного предприятия Укрпочта, не понимая как она будет происходить довольно сложно. Если это будет просто фиктивная процедура, то кроме смены названия “государственное предприятие” на “публичное акционерное общество”, смены должности генерального директора на главу правления, а его заместителей на членов правления, то ничего не произойдет.
Но если же корпоратизация будет проведена, так как она должна пройти, то это Укрпочте только во благо. На первом этапе должна произойти полная оценка предприятия, в следствии чего она сможет решить все свои имущественные вопросы в части почтовых отделений. Ведь, на сегодняшний день очень много спорных вопросов кому эти почтовые отделения принадлежат.
Большая часть спорных представительств компании осталась под вопросом после разделения с Укртелекомом, еще часть отделений находится в собственности городских и районных громад. В случае реорганизации все эти имущественные споры должны будут решить.
Но основной плюс процесса корпоратизации государственного предприятия заключается в том, что после этого компания действительно станет коммерческим предприятием. Компания перестанет утверждать бюджет через семь кругов ада. Она станет независимой в сфере хозяйственной деятельности. Например, по закону о государственных предприятиях реклама должна быть не больше 5% от прибыли. Возникает вопрос как получить прибыль не рекламируя своих услуг?
После преобразования Укрпочты в публичное акционерное общество она останется по прежнему подконтрольной государству. Которое, например, сможет регулировать тарифообразование социальных услуг, распределение прибыли, затрат, а профсоюз будет отвечать за соблюдение трудового законодательства. Но компания получит свободу и станет менее политизированной.
Также у предприятия появится возможность привлекать дополнительный инвестиционный ресурс с помощью размещения облигаций или получения кредитов под залог акций. Кроме этого, у компании появится наблюдательный совет. В моем понимании туда должны войти общественные организации, который смогут следить за деятельностью компании.
Не смотря на все плюсы корпоратизации, в этом процессе может быть одна негативная сторона. Я боюсь, что предприятие полностью выйдет из под контроля государства и вместо корпоратизации произойдет обычная приватизация и тогда уже частный инвестор в погоне за прибылью вряд ли будет оглядываться на социальные функции предприятия в погоне за прибылью. Поэтому нужно следить за каждым этапом реорганизации Укрпочты.