Владимир Левин: «Интернет-сервис «Укроп» поможет легальным предпринимателям противостоять коррупционерам из КГГА и многих других органов»
Не секрет, что столичные власти, постоянно меняя правила игры и отказываясь утверждать нормальную Схему размещения временных сооружений (ВС), держат законопослушных владельцев киосков в бесправном состоянии. Предпринимателям не позволяют окончательно легализоваться, вынуждая «решать свои вопросы» при помощи неофициальных платежей. Для помощи в т.ч. таким представителям мелкого и среднего бизнеса и был создан уникальный интернет-сервис «Укроп». Об этом и других преимуществах нового сервиса рассказал руководитель проекта, представитель Совета предпринимателей при Кабмине Владимир Левин
– Вы утверждаете, что интернет-сервис «Укроп» поможет решить столичным предпринимателям массу проблем. Каким образом?
– Идея создания такой системы родилась в Координационном совете по вопросам малого и среднегопредпринимательства при Кабминееще в 2011 году. Идея заключается в том, чтобы каждый предприниматель, который платит налоги и создает рабочие места, абсолютно бесплатно получил виртуальную площадку для ведения своего бизнеса. И главное – обозначил за собой место ведения этого бизнеса, за которое он также платит городу, на карте в единой системе координат, назовем ее Торговый кадастр.
Такая фиксация станет в дальнейшем гарантией того, что власти не смогут демонтировать любую торговую конструкцию, владелец которой имеет на нее разрешительные документы, и сказать, что так и было.
Взять, к примеру, владельцев киосков, тех, кто уже 15-20 лет ведет этот бизнес в Киеве, ежегодно переоформляя свои разрешения на размещение МАФов. Не все же из них торгуют водкой, или установили свои киоски самовольно, многие продают хлеб, цветы, прессу, ремонтируют обувь и пр. Это те люди, которые нужны горожанам: они пополняют горбюджет своими платежами, торгуют или предоставляют услуги там, где это нужно киевлянам. Большинство из них оформляли договора аренды на свои места в райсоветах и до сих пор платят за землю, а с 2008 года еще и ежегодно переоформляют свои конструкции в муниципалитете. Таких МАФов в Киеве, наверное, около 6-7 тысяч.
Понятно, что именно эти МАФы городские власти и обязаны гарантированно отобразить в своей Комплексной схеме (КС) размещения ВС.Но! В КГГА и Киевсовете владельцам этих МАФов говорят: вы — никто, люди вас не хотят, жалуются, мы вас снесем, когда посчитаем нужным… если не заплатите куда надо. Далее к предпринимателям с соответствующими рекомендациями подсылают представителей от якобы общественных организаций…И кому-то в КГГА это явно выгодно, потому и Комплексную схему все никак нормальную не сделают, хотя на ее создание уже не раз выделялись бюджетные средства.
Именно поэтому при поддержке ряда киевских объединений киоскеров и рыночников мы и решили, используя современные технологии, провести собственную инвентаризацию МАФов столицы. Наша система (http://ukrop.kiev.ua/) позволяет это сделать быстро и без проблем, просто нанеся QR-код на каждый киоск и сфотографировав его на смартфон. Все в итоге отображается на яндекс-карте в нашем сервисе: каждый киоск, в том месте, где он реально стоит, с его фотографией…
– Т.е., то, на что в КГГА периодически списывают бюджетные средства, Вы готовы сделать раз и навсегда и совершенно бесплатно?
– Абсолютно верно. Любой предприниматель при этом может «подгрузить» в виртуальный кабинет на интернет-сервисе «Укроп» свои разрешительные документы в отсканированном виде и дать согласие на то, чтобы их мог видеть, например, отдел благоустройства любого района ипрофильное подразделение КГГА. Мы готовы бесплатно предоставить специальные доступы к сервису «Укроп» всем профильным органам.
Легальным предпринимателям скрывать нечего. Так, они фактически смогут показать чиновникам:свою справку о регистрации плательщика налога, договор и подтверждение оплаты паевого участия за размещение МАФа, справку функционального назначения ВС, паспорт привязки киоска, договор аренды земельного участка и пр.
Сколько можно производить макулатуру, постоянно нося ее различным чиновникам? Таким образом, мы боремся с бюрократизмом и оптимизируем процедуру работы предпринимателей и органов контроля. Последние, например, те же районные отделы контроля над благоустройством, смогут проверять документы бизнесменов, подтверждать их легитимность, нажав одну кнопку, или просить предпринимателя что-то дослать из документов по электронной почте.
Сейчас во всех районах Киева проводятся общественные слушания по вопросу формирования нового варианта Комплексной схемы размещения ВС, создаются комиссии, рабочие группы. Мы предлагаем инструмент анализа, с помощью которого эти комиссии и профильные чиновники могут проверить фактическое размещения любого киоска на территории Киева, не выходя из кабинета. Пожалуйста, берите и пользуйтесь. Инструмент для администрации, еще раз подчеркиваю, бесплатный.
Права доступа, которые мы готовы передать в КГГА и РГА, позволят чиновникам видеть сразу все МАФы, и принимать в их отношении правильные решения. Ведь до принятия решения по сносу любого киоска администрация должна знать есть ли подобные услуги в других удобных для горожан местах…
– И как инвентаризация киевских киосков? Что показывают ее результаты?
– На сегодня в «Укропе» отображено уже более 10 тысяч киевских МАФов и около 1 тысячи остановочных комплексов. В самое ближайшее время мы сделаем эти данные доступными для всех.
Пусть граждане видят, какие МАФы в их районе априори легальны (пополняют бюджет и стоят по всем правилам), а какие – установлены самовольно. Пусть общественные деятели отслеживают, кого власть «не трогает», а кого наоборот необоснованно «гнобит», и требуют от городского руководства адекватных действий. Для этого разные виды киосков на карте в нашем сервере будут обозначены разным цветом: зеленый (документы в порядке), красный (не в порядке)… черный (предназначение – демонтаж).
Но, нужно понимать, что исчерпывающая информация о количестве и расположении столичных киосков будет отображаться в нашей базе тогда, когда нашей системой начнут пользоваться инспектора по благоустройству всех районов столицы или сразу все 100% владельцев МАФов.
Сомнений в том, что все легальные предприниматели Киева постепенно начнут пользоваться нашим сервисом, у меня нет. Для того, чтобы данные о каждом вновь появившемся или перемещенном киоске в нашу систему вносили инспектора по благоустройству, достаточно отмашки со стороны руководства города.
Мы, кстати, также хотим предоставить доступы с определенными правами к сервису «Укроп» всем обратившимся к нам СМИ. Пусть журналисты отслеживают, чьи конструкции на самом деле сносит в Киеве городская власть: самовольные (незаконные) киоски, или МАФы тех предпринимателей, кто стоит с документами, но решил больше не платить взятки. Так журналистам больше не придется только лишь верить чиновникам на слово…
– Публичность это хорошо. Так и до победы над коррупцией недалеко. В чем еще польза от Вашего «Укропа»? Какие плюшки еще припасены для предпринимателя, или для потребителя?
– Я ведь еще не сказал, что мы собираемся внести в Торговый кадастр «Укропа» также все торговые точки на рынках и в торговых центрах (ТЦ) столицы.
Сейчас инвентаризация этих объектов нами ведется полным ходом: например, 80 реально работающих в Киеве рынков уже есть на нашей карте, многие из них – с указанием всех торговых мест. Мы на сегодня завели в нашу базу уже около 30% всех мест на ранках и около 15% в ТЦ Киева. Для администраций рынков и ТЦ мы также создаем виртуальные кабинеты, где они могут в т.ч. контролировать оплату/неоплату аренды, видеть места, которые пустуют, общаться с предпринимателями по электронной почте и пр.
Любой зарегистрированный в системе «Укроп» предприниматель, естественно, сможет ознакомиться с ценами на аренду, бронировать и арендовать для себя места на рынках и ТЦ. Или, к примеру, сдать или взять в аренду любой законно установленный в Киеве киоск.
Но главное — любой предприниматель сможет без труда и совершенно бесплатно создать себе на сервере «Укроп» интернет-магазин, выложив туда фото своих товаров с их описанием и ценами. Таким образом, столичный предприниматель будет увеличивать свои продажи, торгую через интернет напрямую. Т.е., не пользуясь «раскрученными» интернет-магазинами, которые берут за свои услуги 15-20% комиссии.
Как это выгодно покупателю, который на сервере «Укроп» сможет подобрать себе любой товар по выгодной цене, наверное, объяснять излишне. Отмечу только, что в этом случае покупатель будет иметь дело с реально существующей торговой точкой (где товар можно пощупать, а не покупать «кота в мешке»), и с легальным предпринимателем, которого не трудно найти.
При желании покупку чрез «Укроп» можно легко оплатить банковской карточкой (соответствующие договора уже подписаны) и получить товар от «Новой почты» в любом месте Украины или курьерской доставкой по Киеву. Мы уже подписали договор с этой компанией и оттестировали совместную работу. Предприниматель за минуту может из своего виртуального кабинета распечатать транспортную накладную «Новой почты», наклеить ее на пакет с товаром и забросить посылку в ближайшее приемное отделение этой компании без всякой очереди.
Кроме того, через сервис «Укроп» предприниматель может бесплатно вести в электронном виде свой склад (в т.ч., безплатно пользуясь нашими QR-кодами), бухгалтерию, получать банковские кредиты (соответствующие договора нами также уже подписаны), а также— электронную книгу доходов и сдавать в налоговую отчеты без всяких очередей. Все прекрасно работает. «Налоговый модуль» был создан для нас Харьковским институтом информационных технологий, со всеми налоговыми администрациями у нас,опять же,подписаны соответствующие договора.
Я еще не сказал, что всеми этими функциями «Укропа» и предприниматель-продавеци покупатель, может наслаждаться, используя любой планшет или мобильный телефон на платформе Android.
Также мы работаем над запуском на таких устройствах модуля, заменяющего кассовый аппарат с возможностью отправлять прямо с него отчеты в налоговую. Правительство постоянно грозится обязать пользоваться кассовым аппаратом мелкий и средний бизнес, а это — существенные дополнительные затраты. Мы же предлагаем электронный вариант кассового аппарата — бесплатную программу. Собственно, с технической точки зрения у нас все готово. Есть только небольшое недопонимание со стороны налоговой администрации, но мы ведем переговоры и надеемся в скором времени устранить все препятствия.
У нас много идей, которые помогут украинскому предпринимателю цивилизованно и по-современному вести бизнес, чтобы легче пережить кризисные времена.
– Все легко, удобно и для всех бесплатно. В чем подвох? Создание такой системы, наверное, стоило кучу денег. Их же надо «отбивать» и зарабатывать? Кому это все принадлежит? Что означает название системы?
– Никакого подвоха нет. Для предпринимателей, покупателей и контролирующих органов действительно все бесплатно. Платят лишь банки, да системы «VISA» и «MasterCard» за использование их платежных инструментов. Возможно, позже появятся еще платежи от рекламы.Не буду говорить, сколько стоило создание сервера «Укроп», которым владеет ООО «Рынтех», где я являюсь соучредителем. Скажу только, что этот ресурс «писался» киевскими программистами несколько лет. Вначале он планировался только как интернет-портал для предпринимателей, но потом стало понятно, что нужно создать что-то принципиально новое и многофункциональное.
Что получилось, судите сами. Подчеркну только, что сервисом могут легко пользоваться не знатоки программ и интернета, а только чуть-чуть пользователи. Что радует.
Название изначально означало «украинский опт». Но, т.к. доменное имя сочетанием букв «ukropt» оказалось занятым, получилось «ukrop.kiev.ua».
– Т.е., чтобы всем было хорошо, осталось только добиться содействиегосорганов? Как, кстати, к Вашей деятельности и системе «Укроп», относятся, например в Киевсовете и КГГА? Готовы сотрудничать?
– В частных беседах почти все поддерживают,согласны, что это выгодно всем.
Например, в Дарницком районе в нашей системе «Укроп» уже зарегистрировались 600 предпринимателей, которые передали, таким образом,свои разрешительные документы РГА для принятия решения по их киоскам. Добропорядочным предпринимателям ведь скрывать такую информацию не от кого и незачем.
Но, есть и недовольные нашей инициативой чиновники. Например, в КГГА. В мутной же воде коррупционерам рыбку ловить проще, да и дополнительная консолидация легальных предпринимателей многих страшит. Для власти проще столкнуть лбами жителей города и разрозненных предпринимателей, чтобы потом брать взятки и «решать вопросы»…
Есть и недовольные собственники Торговых центров, которые строят-строят, а заполняемость их торговых мест не выше 60-70%. Эти вообще не против бы извести всех киоскеров и рыночников на корню, ведь при такой заполняемости они не могут повысить у себя арендную плату.
Но, для нас – волков боятся в лес не ходить.
Мы в первую очередь делаем ставку на создание предпринимателя нового образца, у которого все услуги и взаимоотношения с властью скоро будут на одном мобильном или планшете. Проведенное нами маркетинговое исследование показало, что 67 % киевских предпринимателей готовы использовать новые технологии для улучшения качества ведения бизнеса. А остальные, увидев успехи своих коллег, тоже не смогут остаться в стороне.
Предварительные консультации с различными объединениями предпринимателей в Киеве показали, что бизнесмены готовы требовать от КГГА и РГА идти в ногу со временем: развивать электронное управление и бесплатно пользоваться тем, на что раньше без толку списывали кучу средств налогоплательщиков.
Беседовала Валерия Самаркина, kievvlast.com.ua