Транспортный «клондайк»: кто возит украинцев в оккупированный Донецк
Теоретически проехать прямым автобусным рейсом из Киева на оккупированные территории сейчас нельзя. Практически – можно, но за большие деньги
Компании-перевозчики продолжают возить пассажиров через «границу», однако цены за свои услуги взвинтили вдвое: если до введения пропускной системы билет из Киева в Донецк стоил около 400 гривен, то теперь – от 800 и выше.
По данным Госкомстата, за последний год пассажиропоток на автобусных перевозках по Украине сократился на 20%. Сами транспортники «не для протокола» называют цифру 40%, сетуя на экономический кризис, отбивший у людей охоту путешествовать, а также на кризис политический, «убивший» два некогда популярнейших направления – крымское (дававшее в летние сезоны до 60% от всех внутриукраинских перевозок) и донецкое.
Тем не менее автобусные компании продолжают совершать рейсы и в оккупированный Крым, и на оккупированный Донбасс, используя разнообразные схемы – как полулегальные, так и откровенно незаконные. В любом случае, пассажирам деваться некуда: поезда на оккупированные территории не ходят, так что автобусные компании сейчас находятся в приятном положении монополистов.
На страх и риск пассажира
Как известно, в январе 2015 года Украина в целях безопасности объявила о приостановке пассажирских перевозок в населенные пункты, расположенные в зоне АТО, а также в Автономной республике Крым. Согласно постановлению Укртрансинспекции, автобусы имеют право следовать только до станций, расположенных на подконтрольной Украине территории. Если пассажир хочет ехать дальше, то «границу» он пересекает самостоятельно (с января 2015 года для въезда в зону АТО необходим пропуск) и добирается до конечного пункта назначения уже местным транспортом.
По факту же перевозчики продолжают совершать прямые рейсы на оккупированные территории и обратно, «договариваясь» на блокпостах либо пытаясь объехать их обходными путями. На этом, в частности, держится так называемый «продуктовый туризм»: жители ЛНР и ДНР массово совершают поездки на украинскую территорию, где цены на продукты в два-три раза ниже. Иногда поездки заканчиваются трагедией: по сообщению ТСН, в марте этого года в районе Майорска на противотанковой мине подорвался рейсовый автобус «Артемовск – Горловка», везший пассажиров без пропусков. Водитель попытался объехать блокпост по грунтовой дороге, но дороги на подъезде к Горловке оказались заминированы сепаратистами. В результате взрыва 4 человека погибло, 21 – получили ранения различной степени тяжести.
И все же, несмотря на все риски, рейсы в зону АТО пользуются огромным спросом. Через «границу» ездят автобусы не только из ближайших регионов, но и из столицы. До недавнего времени на направлении Киев – Донецк официально работали компании: «Гюнсел», «Укрбус» и «Шериф-тур». (“Автолюкс” отказался от рейсов на Донецк еще в 2009 году). Практически, эти перевозчики делили между собой огромные деньги: пусть даже пассажиропоток на донецком направлении и уменьшился, но зато оставшиеся пассажиры готовы платить за билет любые деньги – ведь ехать-то все равно нужно…
Донецкий «клондайк»
Впрочем, зарабатывать можно не только на пассажирах. Как сообщает заместитель начальника ГУМВД в Донецкой области Илья Кива (https://www.facebook.com/kivailya), тот же «Шериф-тур» (украинско-турецкая компания с донецкой пропиской) за последние три месяца успел дважды оказаться в центре крупных скандалов: в марте – в связи с попыткой перевоза из Киева в Донецк боеприпасов и военной амуниции, в мае – при попытке провезти из Донецка в столицу более 4 тысяч упаковок пара-трала (препарата, содержащего трамадол).
Понятно, что для «работы» на оккупированных территориях необходимо иметь связи в сепаратистских кругах. В этом случае компании с донецкими «корнями» имеют явное преимущество: так, «Укрбус» и «Шериф – Тур», имеющий отношения к депутатам от опозиционного блока, сумел неплохо подняться на пассажирских перевозках, включая тот же Донецк. Однако процветание длилось недолго: 06.01.2015г. Укртрансинспекция запретила движение автобусов в зону АТО, проще сказать закоротило рейсы до ближайших населённых пунктов находящихся на подконтрольной Украинским властям территории, а весной этого года, 22.05.2015г. Укртрансинспекция своим решением совсем закрыла донецкое направление для «Укрбуса», «Автолюкса» и «Шериф-тура». Таким образом, оставшийся участник «четверки» – компания «Гюнсел» – в одночасье оказался единственным официальным перевозчиком на направлении Киев-Донецк-Киев.
Случайно ли выпал «Гюнселу» такой выигрышный билет и какими принципами руководствовалась Укртрансинспекция, выбирая компанию-счастливчика, – вопрос, конечно, интересный. Потому что если остальных трех перевозчиков можно было упрекнуть в тех или иных нарушениях, то и у «Гюнсела» по части соблюдения украинского законодательства не все гладко. В шумных скандалах турецкая компания (как и «Автолюкс» (сирийцы) и, частично, «Шериф-тур», «Гюнсел» принадлежит гражданам Турции) замешана не была, зато у нее имеется долгоиграющий судебный конфликт по поводу неуплаты автостанционного сбора киевскому Центральному автовокзалу, чьими услугами пользуется «Гюнсел».
Спор о несобранных миллионах
Чтобы понять, что именно задолжал турецкий перевозчик государству в лице киевского автовокзала, придется немного углубиться в тонкости образования цены на билет. Согласно закону Украины «Про автомобільний транспорт», каждый пассажир, покупая билет на автобус, оплачивает не только транспортные расходы компании-перевозчика, но и обязательную страховку (около 1,5% стоимости билета), автостанционный сбор (от 12 до 18% стоимости билета, в зависимости от класса автостанции). Этот сбор предназначен для покрытия расходов на услуги, которые автовокзал оказывает пассажиру : диспетчерские, информационные (табло с расписаниями рейсов), содержание залов ожидания, платформ, туалетов, комнаты матери и ребенка и т.д.
Соответственно, перевозчик, получив деньги с пассажира за билет, обязан перечислить автовокзалу 12-18% процентов этих денег в качестве уплаты автостанционного сбора плюс еще около 10% – за услуги касс автовокзала (либо компенсировать часть стоимости этих услуг, если перевозчик продает билеты самостоятельно).
Однако на практике многие перевозчики увиливают от уплаты, предпочитая оставлять уплаченные пассажиром деньги себе, а с руководством автовокзалов и автостанций просто «договариваться». Если же «договориться» не удается, приходится искать иные пути: так, по неофициальным данным, компания «Автолюкс» перебралась в этом году с киевского Центрального автовокзала на коммунальные «Выдубичи», по информации от перевозчиков, именно из-за нежелания нового руководства автовокзала продолжать старый «договорняк». Официальный запрос «Киевпассервису» отправлен.
Что же касается «Гюнсела», то он и в этой ситуации оказался в более выгодном положении, чем его соотечественники из «Автолюкса». Компания по-прежнему пользуется услугами Центрального автовокзала, но платить автостанционный сбор при этом отказывается, ссылаясь на договор, заключенный с владельцем автовокзала, госпредприятием «Киевпассервис», в 2013 году. По информации экспертов рынка пассажирских перевозок «Киевпассервис» настаивает на том, что срок действия этого договора уже истек и пытается заставить «Гюнсел» платить в судебном порядке.
Таким образом, выходит, что монополистом на «золотом» киевско-донецком направлении стала компания – злостный неплательщик. Неофициально же отмечается, что «Гюнсел» имеет в правительственных кругах мощное лобби: «Турки в отличие от Украины всегда поддерживают своих – и посол Турции постоянно интересуется, что происходит, и на высшем уровне вопрос «Гюнсела» обговаривался», – сообщил нам источник в профильном министерстве.
«Гарантий не даем, но проезжаем без пропусков!»
Впрочем, украинская специфика такова, что никакое правительственное или дипломатическое лобби не гарантируют монополии ни в одном из видов бизнеса. И хоть «Гюнсел» и числится единственным официальным перевозчиком на направлении Киев – Донецк, по факту ему приходится выдерживать серьезную конкуренцию с нелегальными компаниями. Многочисленные группы в социальных сетях рекламируют «безопасные и комфортабельные перевозки» между Киевом и Донецком, причем цены указываются значительно ниже, чем у «Гюнсела», которому по факту запрещено выполнять рейсы в данном направлении. Например, некая компания Dream Trans предлагает рейсы в Донецк от станции метро «Палац України» за 550 гривен вместо «гюнселовских» 778. Другой перевозчик – LuxAutoCom (https://www.facebook.com/luxautocom) – отправляет автобусы от метро «Харьковская», но уже дороже – 700 гривен за одного пассажира с багажом. В свою очередь, официально изгнанный Укртрансинспекцией с донецкого направления «Шериф-тур» требует за билет из Киева до Донецка сразу 800 гривен, но зато гордо обещает на своей странице ВКонтакте: «ГАРАНТИЙ НЕ ДАЕМ, НО ПРОЕЗЖАЕМ БЕЗ ПРОПУСКОВ!»
Понятно, что наличие подобных обещаний уже само по себе указывает на, мягко говоря, теневую деятельность компании – не говоря уже о факте отправления «комфортабельных автобусов» не с автовокзалов, а от станций метро (согласно украинскому законодательству, межобластные автобусные пассажирские перевозки должны осуществляться только с автовокзалов или с автостанций). Интереснее другое: вся эта информация, включая контактные данные перевозчиков, лежит в совершенно открытом доступе. Но до сих пор ни украинские правоохранительные органы, ни налоговики, ни та же Укртрансинспекция, на которую теоретически возложен контроль над пассажирскими перевозками, ей не заинтересовались. А если и заинтересовались, то не настолько, чтобы это отразилось на деятельности нелегальных перевозчиков.
А теперь вспомним об артемовском автобусе, который тоже пытался провезти пассажиров без пропусков («гарантий не даем, но…») в объезд блокпоста и в результате подорвался на мине. В данном случае речь идет даже не о неуплаченных государству налогах и прочих теневых доходах – в конце концов, этим грешат не только нелегалы, но и официальные перевозчики, вроде того же «Гюнсела». Речь идет о человеческих жизнях. Конечно, решение пробираться в зону АТО без пропуска человек принимает на свой страх и риск, но обстоятельства в жизни бывают разные, да и то, что система выдачи пропусков до сих пор не отлажена и люди порой вынуждены дожидаться их месяцами, признают даже сами чиновники. Но то, что кто-то беспрепятственно зарабатывает на этом чиновничьем бардаке деньги, рискуя людскими жизнями, в то время как другие чиновники смотрят на это сквозь пальцы, – это даже не преступление.
Это гораздо хуже.
Роман Суровый