Смесь джаза, классики и… чего угодно!
20 июня в Национальной филармонии Украины с большим успехом прошёл концерт «Классика и джаз»
Концерт соединил в себе творчество двух великих композиторов ХХ века: это С.Прокофьев – Соната для виолончели и фортепиано до мажор, в исполнении Александра Госачинского (виолончель) и Юрия Багмета ( фортепиано); и А.Шнитке – Сюита в старинном стиле (обработка для фортепиано и струнных А.Рахманина), в исполнении Юрия Багмета (фортепиано) и «Творческой мастерской Мирославы Которович» – камерного ансамбля «Артехатта», во второй части прозвучала сюита одного из самых именитых представителей французского джазового искусства К.Боллинга – Сюита для виолончели и джазового трио, в исполнении Александра Госачинского, Юрия Багмета, Павла Галицкого и Александра Емца.
Публика приняла с восторгом этот творческий эксперимент.
Вдохновителями и составителями такой оригинальной программы стал творческий дуэт Юрия Багмета и Александра Госачинского, с ними мы и побеседовали после концерта.
– Скажите, а ваше сотрудничество это проект или одноразовое выступление?
Юрий – Это, наверное, можно назвать длительным сотрудничеством. Проект может быть пока одноразовый.
Александр – А я не думаю, что проект одноразовый. Он будет продолжаться и дальше. В свое время я сказал Юре, что люди талантливые должны работать вместе, заниматься музицированием и доставлять публике удовольствие.
Юрий – и самим себе тоже.
– Вы начали с программы «Класика и джаз». Почему вы решили так всё совместить да ещё сыграть в Национальной филармонии?
Александр – Проект давно зарождался, ты же помнишь, как это было? А давайте попробуем поиграть классику. Давайте! А может быть, джаз? Может быть, и джаз. И вот мы нашли консенсус в этом вопросе. Начали с классического произведения (К.Боллинг. «Сюита для виолончели и джазового трио» – от автора), по сути, там только начало такое классическое – вроде бы Бах, Гендель, Моцарт – в той стилистике, а потом продолжается и вырастает в джазовое произведение, причём в разных стилях.
Юрий – Ну да, несколько… фьюжн такой или близко к фьюжну – разные сплавы разных стилей, разных джазовых направлений – вот так и получилось. И два года назад был первый концерт в Костеле.
Мы попробовали сыграть три части из этой сюиты и, вроде, звучало интересно. А сейчас получилось, что Филармония предложила сделать полноценный концерт, соответственно, сюиту решили доделать до конца и добавить классики.
– Не страшно было представлять консервативной филармонической публике джаз?
Александр – Ну, это не такой уж джаз, это не импровизация, это выписанные ноты. Продуманное произведение, которое звучит в шести частях.
Юрий – Мне кажется, страшно не страшно, всё равно, была бы только возможность – это нужно делать. И вообще, современную публику нужно просвещать – мировое искусство постоянно находится в движении, в поиске новых форм – так рождается смесь джаза и классики и чего угодно, которое до нас пока не доходит.
Люди экспериментируют, я считаю, что нам тоже нужно.
Юрий – Да, да, да. Разрушать эти устоявшиеся рамки, которые у нас пока никто никак не может перепрыгнуть…
– В программе ещё звучали С.Прокофьев и А.Шнитке?
Юрий – Программа складывалась так, потому что была готова соната Прокофьева, показалось, что будет интересно. А потом я предложил поучаствовать в этой программе и «Артехатте» – для них как раз совсем недавно сделали переложение сюиты для оркестра Шнитке – и вот мы решили играть вместе.
-А можно это расценивать так, что с «Артехаттой» вы будете сотрудничать и дальше?
Юрий – Ну да, мне бы хотелось, интересно, нужно постоянно искать что-то новое. Они такой разноплановый коллектив – можно поэкспериментировать музыкально.
Александр – Вообще, приветствуется разнообразное сотрудничество, это всегда интересно: новые музыканты, новое видение музыки т.е. у нас будут новые проекты, и я думаю, не только с «Артехаттой».
– Насколько я понимаю, что вы – дуэт – и не только играете вместе и ищете вместе?
Юрий – Выходит да ( смеется)
Александр – Жизнь музыканта – это всегда поиск чего-то. Кто-то находит, кто-то останавливается, а кто-то ищет всю жизнь. По сути, жизнь музыканта такова.
– Ваши дальнейшие планы?
Юрий – Очень много заниматься, музицировать, т.е. расти, искать новое. Очень много разной интересной музыки и при этом есть такие произведения, которые хотя и написаны давно, но их мало кто знает, поэтому есть над чем работать.
– Можно ли так понимать, что вы будете искать малознакомую музыку?
Юрий – Интересную музыку в первую очередь. Можно и на давно знакомую музыку взглянуть иначе. У нас нет задачи искать малознакомую музыку.
Александр – Мы хотим музицировать и получать от этого удовольствие. А какие ноты будут стоять на пульте – не важно. Будь то Прокофьев, Шнитке, Дворжак, Брамс, Гайдн, Бах … Главное, чтобы за инструментами сидели профессионалы и выдавали результат, скажем так. Нет такого, чтобы мы чего-то не любили. Современную музыку, кстати, некоторые не любят. Есть очень много хорошей разнообразной музыки, главное – найти подход к произведению, «выграться» в произведение, а это значит порепетировать, прочувствовать, пропустить через себя – только тогда до слушателя дойдёт музыка так, как её чувствуешь и понимаешь ты…
Любители музыки могут получить подтверждение этих слов уже 4 июля.
В Национальном доме органной и камерной музыки Украины( а по простому – в Костёле) 4 июля прозвучат произведения И.Баха и Л.ван Бетховена в исполнении Ансамбля классической музыки им. Б. Лятошинского. Юрий Багмет и Александр Госачинский тоже участвуют в этом концерте. Это ещё один штрих к портрету такого интересного творческого дуэта.
Ольга Иванова