«Нелегалы» на дорогах: дешево и смертельно
По различным подсчетам, бюджет каждой области Украины теряет на деятельности «нелегалов»-перевозчиков от 3 до 5 миллионов гривен в месяц. И это еще очень скромная оценка.
«На Бровары! На Бровары!» – надсадно зазывают пассажиров на «Лесной». Осипшая от крика женщина-зазывала хватает прохожего за рукав: «Мужчина, на Бровары не надо? Через пять минут поедем!» Ежедневно от станций киевского метро в область отправляются сотни автобусов и маршруток. На самых популярных направлениях, вроде броварского и бориспольского, количество рейсов достигает от 1500 до 3000 в день. И все это – «нелегалы».
Обычно пассажира мало интересует, есть ли у владельца маршрутки официальное разрешение на перевозку или нет. Пассажира интересует цена вопроса – сколько стоит проезд. И здесь перевозчики-«нелегалы» побеждают без боя: проезд у них на 20-30%, а иногда и на 50% дешевле, чем у официально работающих компаний. Для человека, ежедневно ездящего из области в Киев и обратно, экономия весьма приличная.
Второй козырь «нелегалов» – удобство отправления. По закону, междугородние внутриобластные рейсы должны отправляться исключительно с автовокзалов и специально оборудованных автостанций. Нелегальным перевозчикам плевать на законодательство, поэтому они отправляются откуда удобнее – в основном, прямо от станций метро. Даже если в сотне метров расположена автостанция или автовокзал, человек не станет зря напрягаться – зачем куда-то идти, если можно сесть на нужный рейс прямо у выхода из метрополитена?
Получается дешево и сердито: и проезд недорогой, и на автобус садиться удобно. Правда, эта дешевизна часто оказывается дешевизной сыра в мышеловке.
Цена билета – цена жизни?
Почему у «нелегалов» проезд дешевле, чем у официальных перевозчиков, догадаться не трудно. Официальный перевозчик, хочет он или не хочет, вынужден следить за состоянием своих машин: тратиться на регулярные техосмотры, вовремя ремонтировать или вовсе снимать с рейса «убитые» машины. Все это стоит денег – и деньги эти перевозчик, разумеется, закладывает в стоимость проезда.
С «нелегалами» все совсем иначе. Они не подконтрольны никому, кроме самих себя, поэтому раздолбанный «богдан» или древний грузовой «мерседес», втихаря переделанный под пассажирский, будут ездить, пока не развалятся на части прямо на дороге. «Пассажиру, который едет на «нелегале», стоит в первую очередь обойти маршрутку и посмотреть, какая у нее хоть резина и есть ли она вообще. Потому что обычно эта резина стерта до корда. Очень часто она «стреляет», и груженая маршрутка уходит в кювет», – советуют работники «Киевпасстранса».
С нелегальными перевозчиками у «Киевпасстранса» идет долгая и затяжная война. Побеждают в ней пока что «нелегалы»: «У нас нет почти никаких средств для борьбы с ними, – объясняют в «Киевпасстрансе». – Мы не правоохранительные органы и следственно-оперативных действий производить не можем. Все, на что мы имеем право, – это зафиксировать нарушение и направить жалобы в Укртрансинспекцию. Но Укртрансинспекция в 90% случаев никаких мер не принимает, максимум – отправляет письмо-предупреждение, которое нелегальный перевозчик просто игнорирует. Соответственно, мы пишем жалобу в Минтранс на Укртрансинспекцию, но результата обычно не видим. То же самое с областной администрацией, которая обязана регулировать внутриобластные перевозки. Там вообще ситуация крайне тяжелая».
За неделю «Киевпасстранс» обычно отправляет по 4-5 жалоб, связанных с нелегальной перевозкой пассажиров. Жалуются не только в профильное министерство, но и в правоохранительные органы. Недавно обратились в Генеральную прокуратуру – теперь надеются, что может быть, хоть там их услышат.
Обезьяна с гранатой
Пока «Киевпасстранс» пишет жалобы, водители нелегальных маршруток продолжают караулить пассажиров у метро. Вид у водителей зачастую усталый и измотанный – для организаторов нелегальных рейсов они такая же статья экономии, как и их машины. Зато у работодателя-«нелегала» можно сесть за руль под хмельком – и подобные случаи далеко не редкость.
Если водители «белых» компаний перед каждым рейсом вынуждены проходить обязательную медпроверку (в том числе и на трезвость), то нелегальный перевозчик таких церемоний, как правило, не разводит – невыгодно. Даже явно подвыпившему водителю искать замену никто не будет, поскольку это лишние расходы и потеря времени. А время – это, опять же, деньги.
В результате за рулем автобуса, который везет от десяти до тридцати пассажиров, может оказаться человек не только «под шофе», но и под воздействием куда более серьезных веществ. Особенно это касается дальних рейсов – например, одесского направления. По закону на маршруты протяженностью свыше 500 км компания обязана отправлять двух водителей – чтобы они могли сменять друг друга за рулем. Но для «нелегалов» это, опять же, лишний расход. Поэтому зачастую один-единственный водитель вынужден совершать за день по два-три рейса между Киевом и Одессой. Понятно, что без «стимулирующего» никто такой нагрузки не выдержит. Так что чисто по-человечески водителей можно понять. Но ведь гробят они при этом не только собственное здоровье – на них лежит ответственность за здоровье и жизни как минимум десятка пассажиров.
А распрощаться с жизнью пассажиру, к сожалению, довольно легко. Даже если нелегальный водитель трезв и здоров, его транспортное средство, мягко говоря, не всегда соответствует требованиям безопасности. И если, не дай бог, случится авария, трупов будет много. В печально известном мартовском ДТП, случившемся на трассе Киев-Харьков-Должанский, из 15 пассажиров погибло 6, остальные получили травмы различной тяжести. Погиб и водитель-«нелегал», везший своих пассажиров из Полтавы на харьковский рынок «Барабашово» без каких-либо разрешительных документов.
Еще одна трагедия произошла совсем недавно – 2 мая возле села Захаровка (Кировоградская область) водитель не справился с управлением, и маршрутка, проломив железобетонное ограждение, упала с моста. Двое из десяти пассажиров погибли на месте, еще один умер в больнице.
Что самое печальное, рассчитывать на компенсацию пассажирам «нелегалов» и их родственникам не приходится. Если у официальных перевозчиков страховка автоматически включена в стоимость билета, то у «нелегалов» об этом не идет и речи: это ведь тоже статья экономии, позволяющая снизить стоимость проезда. Здесь как в народной пословице: «дешева рибка – погана юшка». И иногда не только «погана», но и со смертельным исходом.
Легальные «нелегалы»
Понятно, что без «крыши» в официальных органах подобный бизнес существовать не может. «Формально «нелегалов» как таковых у нас очень мало, – утверждают источники в «Киевпасстрансе». – У большинства есть лицензионная карта на автобус – ее не так уж сложно сделать, есть путевка от какого-то перевозчика, который выиграл конкурс на маршруте. Это очень распространенная схема, особенно в области: один человек, имея контакты в обладминистрации, выигрывает конкурс и забирает все рейсы, которые только может забрать, а потом эти рейсы продает. «Нелегал» заплатил 100-200 гривен – и поехал себе в рейс. Вообще, в этом бизнесе очень хорошо чувствует себя криминалитет: на всех нелегальных точках отправки есть свои смотрящие, и правоохранительные органы об этом знают».
Видимо, в этих словах есть доля истины – иначе сложно объяснить, почему правоохранители смотрят сквозь пальцы на кучкующиеся у метро «левые» автобусы. Хотя пробки, которые они создают, не заметит разве что слепой, да и пассажиры, спешно совершающие посадку-высадку «у вон того столба», безопасности на дорогах явно не способствуют. Но в этом бизнесе крутятся колоссальные деньги, так что, похоже, можно писать хоть десять жалоб в день, прикладывая протоколы, номера машин и фотографии водителей, – для тех, кто крышует «нелегалов», в этой информации не будет ничего нового. Конечно, хорошо, что тот же «Киевпасстранс» бьет тревогу и пытается привлечь внимание к проблеме – но один в поле не воин, да и полномочий у этой структуры далеко не достаточно. Потому что ломать систему крышевания нужно не снизу, а сверху.
А ломать ее придется. Несложно догадаться, что налогов на свою деятельность «нелегалы» не платят. Даже когда они работают якобы в правовом поле – то есть, теоретически осуществляют не регулярные, а нерегулярные пассажирские перевозки (ну и что, что по двадцать раз в день и по одному и тому же маршруту – раз транспортная инспекция уверена, что они нерегулярные, значит, нерегулярные), государство с этого имеет прибыли нуль целых нуль десятых. Потому что нерегулярный перевозчик билеты продавать не обязан, а значит, налоговой ухватиться здесь не за что. Впрочем, если перевозчик догадается прийти в налоговую с соответствующим поклоном, то она и хвататься не станет. Нет, мол, у человека никаких прибылей – а на нет, как известно, и суда нет.
Между тем, по различным подсчетам, бюджет каждой области Украины теряет на деятельности «нелегалов» от 3 до 5 миллионов гривен в месяц. И это еще очень скромная оценка. По сути, «нелегалы» мало того, что не платят налогов государству – они создают конкуренцию официальным перевозчикам, которые налоги платить обязаны. Но раз официально работающие компании зарабатывают меньше, то и налогов они платят меньше. Таким образом, госбюджет ежемесячно недополучает десятки миллионов гривен – а ведь, осмелимся напомнить, у нас вообще-то идет война. И эти потерянные миллионы – это не просто деньги. Это вооружение для армии, медикаменты для раненых и жилье для беженцев. Так что «нелегалы» экономят на жизни и безопасности не только своих пассажиров, но и тысяч других людей.
Понятно, что отлавливать нелегальных перевозчиков по горячим следам должна не только налоговая, то и прежде всего Укртрансинспекция, до последнего времени отличавшаяся удивительным равнодушием к наличию «нелегалов» на дорогах. Впрочем, сейчас Укртрансинспекцию реорганизуют и обещают значительные кадровые изменения. Так что, хочется надеяться, что новые кадры не последуют по стопам старых и будут куда лучше осознавать, чего именно от них требует служебный долг. Потому что замолчать проблему уже не удастся – она назрела и вопрос становится ребром: или мы действительно боремся с коррупцией на всех уровнях, или тогда уже не стоит притворяться и честно признать, что со времен Януковича ничего не изменилось.
Максим Кондратьев