Миллионы мимо кассы: частные перевозчики не хотят пополнять госбюджет
На днях в Белой Церкви вспыхнула очередная «война частных перевозчиков» – местная транспортная фирма и предприниматели-переселенцы из Луганской области не поделили площадку, с которой отправляли маршрутки на Киев. Сегодня в ситуации разбираются правоохранители и областная власть
А повоевать есть за что. Ведь на самом деле на таких «частных стоянках» никто толком не ведет учет ни количества автотранспорта и пассажиров, ни прибылей, полученных от «черной» продажи билетов.
Любопытно, сколько теряет государственный бюджет на нелегальных перевозках?
«Цифры колоссальные – по скромным подсчетам, десятки миллионов в месяц… а по нескромным – и того больше, – считает генеральный директор госпредприятия «Киевпассервис» Александр Шульга. – Мы – государственное предприятие, которое находится непосредственно в управлении Министерства инфраструктуры Украины и которое может выполнять множество функций, в том числе, контроль пассажирского трафика. Но частные предприятия именно поэтому не желают продавать билеты через кассы автостанций, а значит, делиться заработками – огромными заработками! – с государством».
Выйти из тени
Вопрос о том, как вывести из тени заработки некоторых компаний, перевозящих пассажиров, поднимается с завидной регулярностью. Однако и по сей день единственным механизмом контроля за доходами остается продажа билетов через кассы автостанций. Но многие компании отказываются подчиняться этому требованию.
Поэтому совсем недавно государственное предприятие «Киевпассервис», в состав которого входят Киевский городской автовокзал, пять столичных и семнадцать областных автостанций, обратилось в прокуратуру с просьбой начать досудебное следствие по фактам выезда некоторых автоперевозчиков на маршруты не с вокзалов. Ежемесячно «Киевпассервис» подает в Государственную инспекцию по безопасности на наземном транспорте и в Киевскую облгосадминистрацию информацию об общем состоянии дел и отдельно – о перевозчиках, которые допускают срывы рейсов и отправляют автобусы с мест, не предусмотренных действующим расписанием движения. Однако результатов нет, потому-то «Киевпассервис» и вынужден был обратиться в прокуратуру, и та действительно взялась за проверки очень активно.
Цена крови
… 19 мая 2015 года возле села Новые Обиходы Немировского района Винницкой области перевернулся рейсовый автобус, следовавший из Черновцов в Севастополь. Погибли три пассажира, 20 (среди них – пятилетний ребенок) госпитализированы. Причина – техническая неисправность.
А сколько аварий, закончившихся сравнительно благополучно, не попадает в новости, оставаясь всего лишь в милицейских сводках! Как правило, среди причин этих происшествий фигурируют две основные: техническая неисправность транспортного средства или некомпетентность (или, что греха таить, не совсем вменяемое состояние) водителя.
О том, что транспорт, который осуществляет пассажирские перевозки, нужно тщательнейшим образом проверять, говорят давно. И в принципе, механизм таких проверок хорошо отработан. По закону, пассажирские автобусы должны отправляться в рейс со специальных автостанций, где непосредственно перед рейсом проверяется техническое состояние транспорта и физическое состояние водителя.
Однако не всем автоперевозчикам нравится такое положение дел.
Таким образом, утаивая значительную часть прибыли от продажи билетов, частные автоперевозчики подчас рискуют здоровьем и жизнями пассажиров
Локальная война
…Транспортная отрасль сегодня действительно переживает объективные трудности, и без государственной поддержки Мининфраструктуры и реформирования законодательной базы перевозчикам придется трудно.
“Мы приносим миллионы долларов в казну за перевозки импортных и экспортных грузов. Если говорить об экспорте – мы находимся на втором месте после морского флота, а если по импортным – мы находимся на первом месте. И эти показатели можно потерять, если не будет понимания и поддержки государства в этом вопросе”, – заявил президент Ассоциации международных автоперевозчиков Украины (АсМАП) Леонид Костюченко и попутно отметил, что Мининфраструктуры недостаточно занимается проблемами автоперевозчиков.
Действительно, пассажиропоток во всех отраслях транспорта за 2013 -2014 годы сократился, в среднем, на 40%, и транспортные предприятия теряют доход. Вот потому-то некоторые из них не прочь закрыть дыры в своем бюджете с помощью «левых» доходов. Но ведь именно бесконтрольность перевозок ставит под угрозу безопасность пассажиров.
«По закону, на автостанции оно обязательно проходит визуальный контроль, – объясняет генеральный директор ГП «Киевпассервис» Александр Шульга. – Мы никогда не выпустим на маршрут автобус с «лысой» резиной, с признаками технических неисправностей, которые могут представлять угрозу для людей». На «левых» рейсах не осуществляется диспетчеризация – водитель не получает информации о том, насколько безопасна дорога, а ведь в рамках конфликта на востоке страны это очень актуальный вопрос. Еще один важный момент: по закону, у нас каждый пассажир застрахован. В каждом билете есть до полутора процентов страхового платежа, и не дай Бог, если что-то произойдет, человек как минимум получит компенсацию. Следующий момент – малообеспеченные слои населеления, которые пользуются государственными льготами, имеют право бесплатного или льготного проезда. Из перевозчиков льготников никто не возит. Льготникам продаем билеты только через наши кассы».
Лакомый кусок
Не так давно в министерстве (а точнее, у первого заместителя министра инфраструктуры Украины Владимира Шульмейстера) был организован круглый стол с участием автоперевозчиков Киевской области, на котором обсуждалось несоответствие условиям рынка транспортного законодательства по вопросам автостанционного регулирования. К разговору не были приглашены представители предприятий столичных автостанций. В итоге, как не смешно звучит,именно они и стали главной мишенью для критики, а главный удар уже по традиции на подконтрольное мининфраструктуры госпредприятие «Киевпассервис», которое целый год не перестает вести активную борьбу с нелегальными перевозчиками.
Позиция министерства так и осталась до конца не проясненной. В поисках разрешения конфликта государственного предприятия и частных компаний во внимание должны приниматься, прежде всего, интересы потребителей – обычных граждан Украины, пользующихся услугами автобусных перевозок. Но, по всей видимости, огромные (и никем не учтенные!) доходы частных автоперевозчиков представляются чиновникам Мининфраструктуры более лакомым куском, от которого можно кое-что отщипнуть в собственный карман.
А оплачивать сверхприбыли, коррупционные схемы, а также риски и неудобства приходится нам с вами, обычным потребителям.
…Тем временем в СМИ просочились слухи о том, что в середине августа парламент может инициировать кадровые изменения в Мининфраструктуры, поскольку большинство проектов, инициированных нынешним министром Андреем Пивоварским (таких как «Открытое небо» или реформа Укравтодора) оказались мыльными пузырями. Поэтому, скорее всего, и сам министр, и его ближайшее окружение вскоре покинут министерские кресла.
За матеріалами bagnet.org