«Киевпассервис» за последний год заработал больше, чем за всю историю предприятия
Последние полтора года Украина переживает сложные времена: финансовый кризис, аннексия территорий, конфликт на Востоке – все это, разумеется, сказывается на бизнесе. Нестабильность ситуации очень сильно ударила по многим предприятиям, особенно государственным
Однако списывать неудачи на «непростые времена» проще всего, а вот удержаться на плаву, да еще и добиться отличных финансовых показателей – это действительно достижение, особенно для госпредприятия.
И один из основных «рецептов успеха» – ликвидация старых коррупционных схем, считает генеральный директор государственного предприятия «Киевпассервис» Александр Шульга.
ГП «Киевпассервис» управляет сетью автостанций в Киеве и области, предоставляет сервисные услуги на автовокзалахпассажирам и автомобильным перевозчикам. В 2014-м на предприятии сменилось руководство, и год работы – хороший повод для того, чтобы подвести итоги.
«Люди реально ощутили, что могут зарабатывать»
– Нам есть чем гордиться, – говорит Александр Шульга. – За последний год мы заработали больше, чем за всю историю предприятия. Платежи в бюджет выросли с 12 миллионов до 18-ти. Начнем, пожалуй, с динамики доходов: раньше они искусственно поддерживались в «минимально разумных» пределах – так, чтобы хватало на выплату зарплат, погашение обязательных платежей. Все остальное уходило в тень.
После прихода новой команды доходы предприятия за год выросли. Казалось бы, у нас увеличились и тарифы? Да. Но при росте тарифов на 30 процентов за последний год (к слову, тарифы зависят не от нас, а от цены, назначаемой перевозчиком) доходы выросли на 62 процента. Аналогичная ситуация с повышением тарифов прослеживалась все предыдущие годы, но вот доходы так не росли. И это при катастрофическом падении пассажиропотока на 30%( в том числе и в связи с отменой всех рейсов в Крым и на Донецком направлении).
За счет чего? В первую очередь, за счет ликвидации коррупционных схем: выручка, которая раньше собиралось наличкой, непонятно кем и непонятно как, теперь собирается контролерами, которым практически в четыре раза увеличили зарплату. За год их сменилось человек 150, остались те, кто честно работают и показывают хорошие результаты. Мы со своей стороны тоже жестко контролируем их работу.
Но смотрите: если я борюсь с коррупцией на предприятии, а кассир у меня получает полторы тысячи зарплаты при прожиточном уровне 5-6 тысяч, то я никогда не смогу: а) найти нормального кассира, б) отбить желание искать «левые» заработки. А ведь хорший кассир может за минуту продать три-четыре билета, для этого нужна очень высокая квалификация, и за полторы тысячи такой человек не пойдет работать. А вот за четыре тысячи с лишним зарплаты, плюс премиальные – вполне.
Поэтому один из ярких показателей работы предприятия – фонд зарплаты. На момент моего назначения на должность генерального директора, штатсоставлял 368 человек. Сейчас у нас по факту 433 сотрудника( Ни о каком сокращении штата речи даже не было!) Средняя зарплата выросла с 2156 гривен до 4228. Люди реально ощутили, что можно зарабатывать, включилась финансовая мотивация.
Будучи социально ориентированым директором, я понимаю, что за мной стоит коллектив, который теперь знает, что можно получать легалную приличную зарплату. Одна из приоритетных целей государственного предприятия – это в том числе, и социальная функция. Мы предоставляем сотрудникам полный соцпакет, и кроме того – помогаем родственникам участников АТО, выплачиваем материальную помощь по болезни.
Между прочим, мы – не монополисты на рынке Киева и Киевской области: в городе есть еще коммерческая автстанция возле Центрального железнодорожного вокзала и коммунальная – на станции метро «Выдубичи».
«Сервис обязан быть лучше»
– Конечно, нельзя говорить, что все безоблачно в нашей работе, – продолжает Александр Шульга. – Например, уровень сервиса на автостанциях не то что оставляет желать лучшего – он ОБЯЗАН быть лучше.
Но мы делаем все что можем. Например, несем социальную ответственность не только за своих сотрудников, но и за определенные категории пассажиров. Например, мы очень тесно сотрудничаем с Ассоциацией инвалидов, вместе с ними инспектируем автостанции, следим, чтобы они были оборудованы специальными пандусами, туалетами, кнопками вызова. Не все еще сделано, но работа эта идет очень активно.
Кроме того, те люди, которые имеют право на льготный или бесплатный проезд (а это не только инвалиды, но и пенсионеры, студенты) могут приобрести льготные билеты только через кассы автостанций. А доступность междугородних и пригородных перевозок – социально значимый фактор.
Конечно, основной актив автостанций – пассажиры. Кроме наших обязательных услуг – туалет, зал ожидания – мы можем предложить ряд других сервисов – кафе, зоны отдыха, точки продажи необходимых вещей. На всем этом автостанции могли бы зарабатывать, сдавая в аренду площади. Но есть две сложности.
Первая: имея жесткое государственное управление предприятием, мы вынуждены обращаться за разрешением в Министерство, подписантом договора является фонд госимущества. В целом процедура оформления аренды занимает от четырех месяцев до полугода. И с нынешним законодательство упростить процедуру невозможно. А как быть, если, к примеру, человек хочет организовать летнюю, сезонную торговлю? Станет он полгода ждать, чтобы оформить аренду на пару месяцев? Вряд ли.
Вторая трудность – сегодня пассажиропоток у нас не так велик, как, к примеру, на железнодорожном вокзале. Там за счет аренды площадей под торговые точки выручают колоссальные суммы, которые могут частично окупить затраты пассажиров (комиссия за билет, страховка). Проще говоря, покупая зубную щетку или журнал в дорогу, обедая в привокзальном кафе, пассажир, в итоге, компенсирует сам себе часть стоимости билета. Было бы хорошо, если бы за счет улучшения сервиса на автостанциях можно было бы в итоге удешевить стоимость билетов.
Сейчас ходят разговоры о дальнейшей судьбе «Киевпассервиса».(Это единственное в Украине предприятие, которое предоставляет автостанционные услуги и остается в госсобственности). Мы уже несколько лет стоим в перечне предприятий на приватизацию. Но проблема в том, что на самом деле мы стоим дороже, чем может показать сегодняшняяоценка предприятия. То есть, предприятие не готово к приватизации, оно еще не набрало своей максимальной инвестиционной привлекательности, над которой мы сейчас работаем. Одно время «Киевпассервис» даже собирались продавать по частям: некоторые инвесторы были не прочь купить киевские автостанции, а вот провинциальные их интересовали мало и воспринимались как хлопотный и проблемный «довесок».
Сегодня трудовой коллектив предприятия выступает с инициативой передачи предприятия ему в аренду.Вследствие передачи предприятияв аренду именно трудовому коллективуудастся сохранить единую автостанционную сеть Киева и Киевской области, рабочие места на предприятии, улучшить результаты деятельности предприятия, ведь члены трудового коллектива будут заинтересованы в развитии предприятия, гарантированно сохранится целевой профиль предприятия, опять же государственный бюджет будет получать поступления в виде арендной платы, и самое важное, государство сохранит контроль над социально-ориентированным объектом инфраструктуры.