Чому українскі реформатори схожі на феодалів? Про податки “для чайників”
Харківський бізнесмен та меценат Юрій Сапронов таки став одним з перших, хто пообіцяв розібрати зміни у Податковому кодексі «для чайників», і зробив це
Простіше кажучи, преревів недоступні широкому загалу терміни у зрозумілі слова, та пояснив що з цього буде.
На останню «правдиву інстанцію» Сапронов не претендує, а короткі підсумки того, як усе це буде виглядати в дії, кому від цього стане гірше, а кому краще, виклав на широкий загал у себе на Фейсбуці.
«По налоговому кодексу.
Итак -С 1 января 2015 г., вступил в силу закон Украины № 71-VІІІ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно налоговой реформы)». По мнению Правительства, нововведения позволят дополнительно привлечь в бюджет государства до 40 млрд. грн. в год.
Основные изменения коснутся:
– Снижения количества налогов с 22 до 9 (Остались: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц (подоходный), НДС, акциз, рентная плата, импортные и экспортные пошлины, налог на имущество и единый налог);
– Обязательное декларирование доходов, теперь для всех налогоплательщиков;
– Увеличение верхнего предела прогрессивной ставки на доходы физ. Лиц;
– Изменения в налогообложении НДС сельхозпредприятий и трейдеров;
– Расширение круга лиц, уплачивающих налог на недвижимость, автотранспорт, наследство, пенсии;
– Введение кассовых аппаратов для единоналожников;
– Введение дополнительного акцизного налога (в розничной сети), устанавливаемого Местными органами власти;
Для описания наиболее важных и принципиальных изменений, без излишнего углубления в профессиональные детали обновленного Налогового Кодекса, предлагаю разделить рассмотрение нововведений на две большие группы – Для Частных и для Юридических лиц.
Основные изменения в налоговом законодательстве, которые коснуться Частных лиц:
- Налог на доходы физических лиц
Базовые ставки НДФЛ предусмотрены на уровне 15% и 20% – это, так называемый прогрессивный принцип начисления этого налога. Максимальный налог – 20% применяется только к месячным доходам, превышающим десятикратный размер минимальной заработной платы (на сегодня это свыше 12180 грн.). Кроме того, ставка налога в размере 20% будет применяться к доходам в виде роялти, процентов по вкладам, прибыли из институтов совместного инвестирования (ИСИ) и дивидендам (кроме дивидендов, выплаченных плательщиками налога на прибыль, по этим выплатам ставка налога составляет 5%).
Так же важно отметить – снижение единого социального взноса с 41% до 16,4%, но не для всех предприятий. Сниженная ставка будет применяться только в том случае, если предприятие наращивает на 30% от существующего объем выплачиваемой заработной платы, а его средняя заработная плата превышает три минимальных.
То есть, если компания уже сейчас платит высокую «белую» зарплату и не имеет необходимости в пересмотре фонда оплаты труда, то, в соответствии с Законом продолжает действовать текущая ставка – 41% – в результате интересы честных компаний эта льгота не учитывает.
Действие военного сбора в размере 1,5% от суммы зарплаты будет продолжено и в 2015 году, при этом правительство расширило его базу налогообложения на все доходы, которые облагаются НДФЛ.
- Амнистия капиталов физических лиц
У граждан Украины будет возможность подать «нулевую декларацию», в которой можно разово задекларировать имущество, которые есть в наличии по состоянию на 01.01.2015 г., денежные средства, корпоративные права и акции, в том числе иностранных компаний. Имущество и средства, указанные в такой декларации, налогообложению не подлежат.
Если же гражданин не подал такую декларацию, считается, что он задекларировал нулевые обязательства. Далее все его доходы должны будут иметь подтверждение происхождения или облагаться по принципу непрямых методов (по ставке 30%). - Налог на недвижимость, автотранспорт, наследство.
Увеличена налоговая нагрузка и на владельцев недвижимости. Теперь, если ее площадь превышает 60 кв. м. для квартиры и 120 кв. м. для домовладений, владелец обязан раз в год платить за каждый превышающий эти нормы квадратный метр. До 1 февраля местные власти должны определить ставки налога, но он не должен быть более 2% от минимальной ЗП за кв. м. (около 25 грн. за квадрат).
Под налог попала и коммерческая недвижимость (в том числе – нежилая), кроме торговых точек и МАФов, которые являются собственностью предпринимателей.
Собственно такая система начисления налога больше похожа на голландские правила эпохи возрождения, когда налог считался исходя из количества окон или площади фасада здания. А для примера, справедливо будет сказать, что большинство цивилизованных стран за базу налогообложения принимают реальную рыночную стоимость недвижимости, чтобы исключить случаи, когда житель трехкомнатной квартиры в Печенегах будет платить столько же, сколько и владелец апартаментов той же площади, но премиум класса и в Печерском районе Киева.
Однако, справедливости ради, стоит отметить, что в таком государстве, как Украина у любого оценщика, за скромную мзду можно получить заключение, что квартира стоит 1000 грн. Поэтому средневековому уровню развития институтов соответствует и способы сбора налогов, ведь на системную проработку такого вопроса у правительства просто нет времени, деньги нужно было собрать еще вчера, здесь не до системных преобразований.
В 2015 году граждан коснется и введение транспортного налога на автомобили, которые имеют возраст до 5 лет и объем двигателя от 3 000 куб.см. для бензиновых двигателей, от 2 500 куб.см. для дизельных двигателей. Ставка налога составит константу – 25 000 грн. за автомобиль в год. По ориентировочным расчетам новые правила налогообложения легковых автомобилей коснутся 17 тысяч 300 автомобилей в Украине, что составляет лишь около 1,3% от общего количества.
При получении наследства стоимостью более 1 млн. грн. от родственников первой степени родства, будет взиматься налог на доходы по ставке 5%.
Мне до конца не понятен сам подход – человек работал, зарабатывал средства на приобретение имущества, при этом платил налоги, в том числе и подоходный. И после смерти его родственники должны еще раз заплатить налог на доход, причем вне зависимости от их материального состояния.
Налоговые нововведения не обошли стороной и валютный рынок. Кабмин увеличил с 0,5% до 2% сбор в Пенсионный фонд по факту покупки валюты, при этом аннулировав аналогичный сбор для безналичных операций. Это, пожалуй, один из немногих логически понятных приемов ограничения и сокращения количества наличных валютнообменных операций.
Основные изменения в налоговом законодательстве, которые коснуться Юридических лиц:
- Налог на прибыль
Новые положения Налогового кодекса вводят налогообложение пассивных доходов, в частности, дивидендов, процентов, роялти. Но взимать их будут очень оригинально. Для дивидендов, выплаченных субъектами предпринимательской деятельности, которые являются плательщиками налога на прибыль — ставка 5%. Для субъектов предпринимательской деятельности, которые не являются плательщиками налога на прибыль — ставка 20%.
То есть для акционеров-собственников корпораций и крупных предприятий ставка налога будет в 4 раза ниже, чем для мелких предпринимателей-единоналожников и физических лиц, которые никакой коммерческой деятельности не ведут вообще, а просто положили свои сбережения на депозит в банк.
2. Налог на добавленную стоимость
Право на налоговый кредит субъектов хозяйствования больше не привязывается к связи с хозяйственной деятельностью налогоплательщика: в состав налогового кредита будут относиться все приобретения товаров и услуг с НДС. Но для корректировки будет применяться механизм начисления налоговых обязательств на стоимость товаров и услуг, которые не применяются в хозяйственной деятельности (например, ранее они не давали права на налоговый кредит по НДС).
Казалось бы, здравая идея, касающаяся отмены возврата НДС трейдерам-экспортерам (не сельхозпроизводителям) зерна с экспорта зерновых, может привести к тому, что потери более чем 16% суммы своего оборота зернотрейдеры будут компенсировать снижением закупочных цен на зерно у фермеров. В итоге, мелкие и средние агрохозяйства, не имея возможности самостоятельно заниматься продажей за рубеж собственной продукции, могут разориться или будут вынуждены переходить на работу по незаконным «схемам».
3. Упрощенная система налогообложения.
Упрощенная система налогообложения стала проще. От прежних шести групп плательщиков налогов останется только три, большинство субъектов попадает в 3-ю группу, 4-я группа ЕН представляет собой фиксированный сельхозналог.
Увеличены пределы доходов для предпринимателей: 1-я группа ЕН – до 300 000 грн. вместо 150 000 грн., 2-я группа ЕН – до 1 500 000 грн. вместо 1 000 000 грн., 3-я группа ЕН – до 20 000 000 грн. вместо 3 000 000 грн. для физических лиц и 5 000 000 грн. для юридических лиц. Также для плательщиков единого налога 3-й группы снижены ставки единого налога: до 2% с НДС или 4% без НДС.
Таким образом, можно сделать вывод, что снова упрощенная система, для многих субъектов, станет более привлекательной, чем общая. - Обращение наличности.
С целью предотвращения теневого оборота наличных средств законодатели вводят с 01.07.2015 г. обязательное применение регистраторов расчетных операций (кассовых аппаратов) для физических лиц на упрощенной системе налогообложения (ФЛП ЕН) 2-й группы, с 01.01.2016г. – единщиков 3-й группы. Нововведение не распространяется на субъектов, осуществляющих торговлю на рынках и выездную торговлю.
5. Экспортные и импортные операции.
Все товары, ввозимые на территорию Украины гражданами, будут облагаться сбором в размере 10%. Эта же 10%-я пошлина будет распространяться на весь импорт продуктов питания, алкоголя и табака (и это вдобавок к акцизному сбору с пива, алкоголя, табачных изделий). Кроме того, 5% пошлины будет взиматься для всех остальных импортных товаров, кроме энергоносителей, лекарственных препаратов и некоторых видов медицинского оборудования. Так что дальнейшего роста цен на продукты и многие другие потребительские группы товаров (авто, бытовую технику, обувь и одежду) не избежать. Не ясна пока и реакция стран ВТО и других внешнеторговых партнеров Украины на подобные законодательные изменения, ведь они четко противоречат подписанным и действующим соглашениям о свободной торговле. Причем такое ограничение ввоза импортной продукции можно назвать протекционистскими мерами по защите внутреннего рынка, лишь в том случае, если они внедряются параллельно с программами поддержки и развития внутренних отраслей экономики, а о подобных планах стимулирования отечественного производства правительство предпочитает даже не говорить.
Выводы: ( мои выводы,на истину ,естественно не претендую)
Изучив основные изменения, можно сразу определить основную логику действий правительства, к сожалению, ставшей его характерной «визитной карточкой»:
– Документ принят без должной подготовки и в спешке, в угоду политическим целям;
– Отсутствие элементарного экономического обоснования предлагаемых изменений, не было даже попытки моделирования экономических результатов от внедрения новшеств;
– Это попытка наполнить бюджет любой ценой, не за счет расширения налогооблагаемой базы (увеличения прибыли предприятий, доходов граждан, повышения эффективности деятельности отраслей, интенсификации экономики), а за счет наиболее массовой части населения государства – людей со средним и ниже среднего доходом.
– Эти методы больше похожи своей прямолинейностью и примитивностью на феодальные приемы наполнения казны, чем на современные решения и подходы правительств – реформаторов».