Анатомия простоя: военные предприятия вымаливают заказы у Минобороны
Конфликт на Востоке Украины, как и любой военный конфликт, в теории должен оживлять отечественную военную промышленность
И в активной фазе АТО об этом не раз говорилось на самом высоком уровне – со стороны президента и премьер-министра звучали заявление о том, что военные заводы должны работать в три смены, обеспечивая армию всем необходимым.
Однако на деле оказалось, что промышленные предприятия, задействованные в круговороте обеспечения нужд Минобороны, не то, что не пашут в три смены, а… простаивают!
Этот нонсенс особо явно проявляется в положении, в котором оказался единственный в составе Министерства обороны технический Концерн «Техвоенсервис».
Исполняющий обязанности генерального директора концерна Олег Ворошиловский сообщил ПІКу, что Министерство по странной логике не заказывает своим предприятиям в необходимых объемах даже ремонт и модернизацию автомобильной армейской техники. Например, за весь прошлый год предприятия Концерна отремонтировали всего… 39 автомобилей! И это при мощностях, позволяющих не только ремонтировать, но и модернизировать не меньше 2000 единиц!
Фантомные ЗИЛы
О том, что армия испытывает трудности с обеспечением автомобильной техникой, неоднократно сообщали и волонтеры, которые нередко берут на себя ремонты и обеспечение запчастями. В то же время в распоряжении Минобороны есть 45 тысяч законсервированных ЗИЛ-131, которые почему-то никто не спешит задействовать.
– Понятно, что это те ЗИЛы, которые потребляют 45 литров бензина на 100 км., что не делает их привлекательными для армии. – Говорит Олег Ворошиловский. – Но у нас в Концерне есть уже апробированная технология, вся рабочая и техническая документация установки на ЗИЛ-131 немецкого дизельного вигателя Дойч. Его экономичность абсолютно потрясающая – 15 литров топлива. И мощность на 30 лошадиных сил больше!
«Техвоенсервис» даже модернизировал таким образом один ЗИЛ, но…постоянная переписка и разговоры о так необходимых армии машинах, не приводят ни к каким результатам.
Ситуация патовая – при наличии целого технического Концерна, в состав которого входят два авторемонтных завода, ремонтом военной техники сегодня занимаются солдаты и волонтеры. При этом ни о какой реконструкции или капитальном ремонте не идёт даже речь. «Техвоенсервис» мог бы сегодня на треть или даже половину закрыть потребности министерства обороны в капитальным ремонте и модернизации техники. Но ему не дают таких заказов!
Ослепить «Град» – реально
Конечно, можно предположить, что ремонт автомобилей – задача не уникальная и с ней могут справляться сторонние, не имеющие отношения к Минобороны предприятия. Но как понять мизерную загрузку профильных предприятий Концерна, скажем, по ремонту блоков управления бронетанковой техники? Системы управления огнем, лазерные прицелы в полевых условиях и без спецоборудования не починишь.
За год концерн отремонтировал всего… 193 таких блока управления!
– Наши мощности позволяют увеличить количество таких ремонтов в 7-10 раз. – Утверждает Олег Ворошиловский. – А потребность в таких ремонтах есть просто гигантская!
Такая же ситуация – с ремонтами средств связи. За прошедший год в Концерне получили заказ на ремонт всего четырех комплектов. Речь идет о станциях радиоэлектронной борьбы – невероятно актуальных в условиях современной войны. Это хоть и достаточно старая, но надежная техника.
– Участники АТО сегодня очень хорошо понимают, насколько острой является необходимость армии в максимальном количестве работающих единиц такой техники. – Говорит ио Гендиректора «Техвоенсервиса». – Это «гашение» датчиков «Града», определенных радиочастот… Это машина, которая спасает жизни, очень серьезная и надёжная, которая категорически нужна в войсках. Наш центральный завод ремонта средств связи всегда был лидером в этой специфической области. И четыре комплекта для него – это даже не 10 % возможностей. Каждый комплект – это три машины. Потребность в этой технике огромная, но вся она семидесятых годов выпуска. То есть нуждается в полном капремонте, модернизации… А специалистов по выполнению такого рода работ сегодня очень мало в Украине!
Есть такая глупость – банкротство «оборонки»
На самом деле все объемы, освоенные «Техвоенсервисом» в 2015 году, пришлись на последние четыре месяца – до этого времени предприятия Концерна практически простаивали, и, судя по всему, готовились к банкротству. За последние 2 года, именно тогда, когда Минобороны, по логике, должно было бы испытывать повышенный интерес к работе своего Концерна, тут десять раз сменялось руководство. Возник и один яркий скандал, связанный с навешенным на «Техвоенсервис» фиктивным долгом, «перелитым» с житомирского бронетанкового завода, который тогда входил в состав концерна. Два директора – Концерна и бронетанкового завода, – еще восемь лет назад отмыли 14000000 гривен по фиктивный схеме. И «передали» другим директорам этот долг.
Дело о банкротстве было выиграно в суде и, по сути, Концерн должны были обанкротить 1-го января.
– Но нам удалось получить отсрочку. – Рассказывает Олег Ворошиловский. – Мы доказали документально, что это абсолютный подвох, что никакого долга нет, что он фиктивен. Более того, мы напрямую обратились в военную прокуратуру. Получили результат – открыто уголовное дело. Естественно, никакого банкротства на базе этого долга нет и уже не будет. Концерн намеренно и осознанно банкротили, пытались поделить на гектары и метры квадратные. Нам сегодня удалось этот процесс приостановить.
Бюрократия в три смены
Судя по всему, из-за такого шаткого положения «Техвоенсервиса», руководство Минобороны в какой-то момент списало его со счетов. Отсюда – отсутствие заказов. Сегодня Концерн, умудрившись за четыре месяца показать, что он еще жив, пытается переломить эту ситуацию. Отбившись от фиктивного долга, «Техвоенсервис» оказался в новой опасности – из-за дефицита заказов. При том, что его услуги крайне востребованы.
– Очень много проблем возникает из-за участия государственного предприятия Министерства обороны в тендерных процедурах, – считает Олег Ворошиловский. – Что само по себе глупо. Абсолютно правильно бы было напрямую загружать заказы Министерства обороны на предприятия, непосредственно подчинённые и созданные Министерством. Однако по сей день действует закон по госзакупкам, и, естественно, это тормозит плановую загрузку предприятий. Потому что оглашение тендеров происходит только после принятия бюджета. Есть свои сроки по объявлению тендерных процедур. То есть это минимум – два месяца. А потом получается, что заводы работают пол года в место того, чтобы планово во время реальной войны в стране, работать 12 месяцев в три смены.
Бюрократическая машина продолжает катиться на обычных мирных рельсах. Здесь ничего не поменялось за практически два года войны. Производственные мощности есть, техника, нуждающаяся в ремонтах и модернизации есть, даже деньги есть! Но деньги Минобороны, выделенные на эти цели, возвращаются по итогам года в бюджет как неиспользованные…
За это никто не отвечает.