О победе и измене
Со времен Майдана и Революции Достоинства украинское общество разделилось на две равновеликие группы – свидетелей «измены» и адептов «победы». Первые во всех действиях власти усматриваю злонамеренность и предательство национальных интересов, вторые – любое действие той же власти, даже самое глупое и безрассудное, принимают в качестве единственно возможного решения, лучшего из всех в данной ситуации
Есть еще третья, увы, очень малаяи стремящаяся к нолю,группа людей, которых, собственно, только и можно назвать вменяемыми и ответственными гражданами. Это те, кто, понимая все плюсы и минусы актуальной власти, ежеминутно не исходят в пораженческих или победных воплях.
Украина и ее народ, в массе своей,были как маленькая девочка. Знаете, бывают такие, с кудряшками, бантиками, всякими рюшами и непременно в сандаликах с носочками, где по краям трогательные кружева с сердечками. Безумно любимая всей ее семьей, никогда не слышавшая криков, ни разу не отшлепанная по попе – да как можно! – млеющим от восторга папой, зацелованная мамой и бабушками, затисканная, в немного неловких объятиях, души в ней не чающих дедов. «Полюбите меня все, ну как же можно меня не любить, я же такая хорошенькая!» – с таким видом, с таким месиджем идет эта девочка в большую жизнь. И с людьми во власти было так, отчаянные попытки понравиться, не зная как, просто по факту приобретения властных полномочий. Отсюда и «кровавый пастор», и премьер Сеня в джинсиках и уггах, и президент с его к месту и не к месту «держать порох сухим». С тем же посылом – мы хорошие, полюбите нас.
И вот эту девочку отводят в садик.Где она тут же получает куклой по голове, за кудряшки дергают другие девчонки, с ног сбивает пронесшийся мальчишка, а потом ее, уже заплаканную, с размазанными сопельками по щекам, со свежими ссадинами, вдруг еще и ставит в угол воспитательница – а чтобы не плакала тут, тут нельзя плакать, никакой мамы не будет. Уютный и тихий, хоть, может, и недостаточно комфортный, с точки зрения бывавших в Европе и США людей, украинский мирок распался, раскололся, как выроненная елочная игрушка, после крови на Майдане, захвата Крыма, одесской трагедии, боях на Донбассе. Девочку отвели в садик, родителей нет, пришлось драться. Не просто за место на игровой площадке или за куклу – за право выжить и жить.
Власть в Украине ровно такая, какая и может быть в воюющей стране, истерзанной коррупцией, нищетой и неуверенностью не то, что в завтрашнем дне – в следующем получасе. Откуда взяться близкой к идеалу (которого, кстати, и не существует вовсе) власти, если управленцев среднего и высшего звена не готовили десятилетиями и не проводили через все ступеньки чиновничьей или партийной карьеры? В парламенте и кабмине, по большей части, сидят люди, либо фактически купившие места в проходной части списка, либо завалившие и залившие мажоритарные округа тоннами круп и цистернами растительного масла, либо попавшие в парламент на волне популярности. Нет у нас среди депутатов даже подобия Мэгги Тэтчер, начавшей свою политическую карьеру с мытья полов в заштатном партийном офисе. Как нет и таких политических партий, которые бы продержались в большой политике больше десяти лет. Не успеешь еще тряпку выкрутить – уже ни партии, ни офиса.
Украина политическая – страна больших мешков с деньгами, кумовства и хороших знакомств, только таким образом открывается путь в парламент. Спорадически попадающие туда, в мягкие кресла «под куполом», всевозможные журналисты или народные любимцы (например, комбаты добровольческих батальонов) довольно быстро теряются в общей массе конформистов и умельцев оседлать бюджетные потоки, принимая давно установленные правила коррупционной игры. Или – превращаются в ничего не решающих и ни на что не влияющих маргиналов, пусть и с депутатским удостоверением.
Кроме всего прочего, власть – это ответственность и лидерство. Сейчас у власти люди, которые были «вечно вторыми». Определявшими, во многом, политическую линию, экономические и кадровые решения, но – в качестве советников, «серых кардиналов» или ситуативных выдвиженцев, которыми нужно было заполнить открывшиеся вакансии. Озвучивали и подписывали другие – Кравчук, Кучма, Ющенко, Янукович, не к ночи будь помянут. А ведь быть лидером – очень трудно, особенно если это не дворовая компания, где все лидерство заключается в умении произнести: «Пойдем выпьем» и «Пойдем вон тому в глаз дадим».
Когда на кону судьба страны – иной не только уровень ответственности, но и даже рефлексии на предмет этого уровня и этой ответственности.Представьте себе, что от того, решитесь ли вы поставить подпись под документом, зависит, сколько человек умрет сегодня, завтра и на следующей неделе, останутся ли несколько областей в составе государства, будет ли лишен жизни враг государства, но – человек.
Это одна из сторон проблемы, коих тьмы и тьмы. Вот вам еще.Выходцы из бизнес-среды (а они сейчас составляют костяк власти) рассматривают любое управление любыми процессами исключительно как работу предпринимателя, и в терминах же и понятиях предпринимательства. Приблизительно, вот так: взаимоотношения между государствами ими видятся как некий договор о купле-продаже. В котором, конечно, есть и обязательный пункт о форс-мажорных обстоятельствах. Вот только, в их перечне указываются совсем уж фантастические или почти невозможные события, как пришествие Мессии, нападение инопланетян или зомби-апокалипсис. А предусмотреть,например, недостаточную длину полового органа у руководителя сопредельной страны – такое даже не приходит им в голову. Человеческий фактор, зачастую определяющий политику, для бизнесменов, выбившихся в госменеджеры, видится второстепенным.
Между тем, во многих случаях, именно он является определяющим. Симпатии, антипатии, любовь и ненависть, детские травмы и прочитанные и определенным образом понятые книги – все это и подобные этому кажущиеся мелочи иногда и есть тем самым главным аргументом в принятии масштабных политических решений с долгоиграющими последствиями. Троянская война, напомню, началась из-за авантюры Париса и ярости уязвленного Менелая. Франко-русская война 1812 года, не в последнюю очередь – из-за двух отказов Наполеону в браке с русской великой княгиней.Трагедия Европы и мира 1939-1945 годов – в том числе и из-за незнания руководством нацистской партии азов экономики, и их уверенности в том, что лишь расширение т.н. «жизненного пространства» спасет немцев от недоедания и кризиса.
Идея «русского мира», подкинутая маргинальными националистами Путину и его окружению, никогда бы не привела к российско-украинской войне и аннексии Крыма, если бы мозги российского руководства не были изначально готовы воспринять любой бред о некоей исключительной роли русских в мире. Эти мозги и до того, наверняка, были изрядно удобрены пережженным пометом всяких «Третьих Римов», панславянизма и почвенничества.Но этот важный нюанс не был учтен украинскими аналитиками и украинской властью.
Из всех лидеров Украины единственным «чистым политиком»(о чистоте помыслов и рук сейчас речь не идет), т.е. выходцем не из среды «красных директоров», банкиров или крупных предпринимателей был Леонид Кравчук. Все его преемники, включая и Петра Порошенко – бизнесмены, именно поэтому их решения и действия стоит рассматривать сквозь призму их предыдущего опыта.
И о решениях, кстати. Знаете, как на самом деле принимаются решения во власти? Открою секрет- никак. Так было со дня провозглашения независимости. Нет, в конце концов, что-то всегда делается, но лишь как реакция уже обезглавленной подопытнойлягушки на электрический ток. К экспертам не прислушиваются, что они могут понимать, эти эксперты. Если они такие умные, то почему они такие не миллиардеры и не миллионеры, как мы? – задает себе законный бизнес-вопрос наша бизнес-власть. В кругу их понятий ответа на него, и в самом деле, нет. Как объяснить владельцу бизнес-империи, что может существовать человек, вполне удовлетворяющийся сносным жильем, доходом, обеспечивающим его потребности нормально питаться, много читать и иногда путешествовать, но озабоченным лишь своим уровнем интеллектуального развития и мнением коллег о его научных достижениях?
Необходимо понимать, что у разных людей не только различаются мотивации, но и не одинаково само понимание того, что может считаться успешной самореализацией. Если человек ставит перед собой цель стать богатым, то все его действия, в любой ситуации и на любой должности, даже гардеробщика в районном драмтеатре, будут направлены, в конечном счете, лишь на обогащение. Если наследник миллиардера мечтает лично открыть и описать новый вид бабочки, то даже на совещании о покупке внешнего долга какой-нибудь развивающейся страны его мысли будут заняты, в первую очередь, тем, нет ли в этой стране подходящего неисследованного леса с изобилием насекомых.
Кстати, болезненную для всякого гражданина тему утраты Крыма можно ведь было рассматривать и с совершенно неполитической и негражданской точки зрения, как бизнес, ничего личного, ничего личностного. Продали – получили прибыль. Холдинг избавился от не окупающего себя структурного подразделения. Ведь можно так? Нет? Ну, это для нас с вами – нет, а для кого-то… Я ничего не утверждаю, и не обладаю никакой информацией, так, делаю предположение.
Еще момент, существенный. Вот замечательная цитата из «Иудейской войны» Лиона Фейхтвангера, с которой можно сколько угодно не соглашаться, но которая прекрасно и достоверно описывает способ принятия решений и возможности лица, находящегося на самой вершине государственной власти. Замените лишь «император» на «президент» или «премьер-министр», а «подданных» – на «граждан»: «… в сущности, все равно, кто император!Из десяти политических решений, которые должен принять человек, на каком бы месте он ни находился, девять будут ему всегда предписаны обстоятельствами. И чем выше его пост, тем ограниченнее его свобода выбора. Это – как пирамида, ее вершиной является император, и вся пирамида вращается; но вращает ее не он – ее вращают снизу. Кажется, будто император действует добровольно. На самом деле его поступки предписываются ему пятьюдесятью миллионами его подданных.»
О глобализации теперь. Мир очень мал, по правде говоря. В раннем средневековье путешествие из Европы в Китай могло занять годы, во времена Жюля Верна 80 дней для кругосветного путешествия казалось возможной, но все же фантастикой. Сегодня, максимум за сутки, вы окажетесь в любой точке планеты.
Критикуя власть, скрупулезно выискивая ее недостатки и ошибки, задорно обличая ее в статьях, блогах и на теле-шоу, следует помнить, что вся планета близка к нам, она рядом, а любая власть не действует в вакууме.. Особенно это касается внешнеполитических решений. Рискнете ли вы связать себя узами брака в первый же день знакомства или одолжить две тысячи долларов случайному знакомому в баре? Приблизительно так же поступают наши западные партнеры и союзники в отношениях с Украиной. Порошенко и Яценюк, как руководители страны – не идеальны, но хотя бы знакомы и вхожи в кабинеты европейских политиков, принимающих решения. Выбери мы президентом Ляшко или Яроша – многие вопросы по кредитованию и формулированию очередных требований к России были бы отложены в долгий ящик, до более близкого знакомства и налаживания доверительных отношений.
Страны договариваются в лице своих представителей, международные отношения часто весьма персонифицированы и зависят от благорасположения партнера по переговорам. Нет и не бывает одного лишь холодного расчета и полной отстраненности.Нередко искренняя улыбка, уместная шутка, напоминание о приятном времяпровождении после прежних встреч и правильно подобранный парфюм вполне могут положительно повлиять на ход переговоров. А наглые и демонстративные опоздания на встречи – фирменный путинский стиль – отвратить партнеров и заставить их выставить более жесткие условия.
Приведенная выше цитата из Фейхтвангера позволяет сделать еще один вывод. Если страна и народ в ней решительно настроены состояться и стать успешными – так и случится. Президент, правительство, парламент – власть – будучи избранными и являясь избираемыми, всего лишь отражают волю народа, придавая ей вид законов, указов и договоров. Существует расхожая фраза о том, что власть должна быть прагматичной. Это так, но любой прагматизм ничего не стоит, если он не подкреплен идеалами. Как ничего не стоят и реформы, если они не ведут к определенным достижениям. Вообще, вся новейшая история Европы является примером того, что верно и вовремя сформулированные идеалы являются той главной и первичной энергией для развития цивилизации, без которой теряется смысл самого развития и совершенствования государства и общества. Та Европа, которую мы знаем и в которую мы стремимся войти – это территория идеалов французской революции, территория свободы, равенства и братства. Не в их вульгарной коммунистической интерпретации, конечно, а в том социал-либеральном виде, который так приятен глазу и притягателен для жизни и труда.
«Измена» и «победа» ходят парой, на нашем веку будет еще немало и«измен», и «побед». Давайте не зацикливаться исключительно на довлеющей злобе дня, а ставить перед собой амбициозные экономические и социальные цели. И достигать их.
Дмитрий Редько