Популярно об информационной войне: источники
В обществе принято говорить об информационной войне, как о чём то, что продолжается в определённый период времени. С другой стороны понятию «информационный мир» практически невозможно дать определение
Дело в том, что мы все постоянно живём в окружении информации. Неважно: это прогноз погоды или объявление возле дверей подъезда. Всё это информация и благодаря ней мы составляем свою картину мира. Благодаря ей мы понимаем что хорошо, а что плохо. Что правильно, а что нет.
Источники у этой информации могут быть самые разнообразные: от слухов, которые рассказаны родственниками или друзьями до телевизионных передач. Это влияние можно представить себе в таком виде:
Источник – (информация) – человек.
Мало кто из нас может жить не получая ежедневную «дозу» новостей. Получение информации за годы эволюции человека превратилось в потребность. Подобное поведение можно объяснить желанием быть частью общества и инстинктом самосохранения. Мы считаем, что получая информацию из ежедневных новостей, можем уберечь свою жизнь. И правда, ежедневные новости время от времени несут в себе полезную информацию об окружающем нас мире. Правда, доля этой информации ничтожно мала, по сравнению с тем, сколько мы получаем информации попутно.
Опрос, проведённый во время подготовки к выборам 2006 года, показал, насколько человек зависим от источников информации. Во время исследования общественного мнения был задан вопрос: «Из каких источников вы получаете информацию о кандидатах?». Только менее двух процентов опрошенных не смогло или затруднилось ответить на этот вопрос.
Человек получает информацию даже когда поджигает спичку или разворачивает обложку конфеты. Ведь реклама – это тоже информация. Любая информация, не зависимо от того какая она формирует восприятие человеком мира и его отношения к тому или иному объекту.
С развитием цивилизации увеличивается и количество источников информации. Увеличивается скорость обмена ею и в то же время степень её воздействия на человека. Если во времена, когда наши предки жили племенами, они основывали своё мировоззрения на собственном опыте и опыте предыдущих поколений, то сегодня быстрый обмен опытом привёл к тому, что люди больше доверяют посторонним источникам информации.
Очень большое количество информации и продолжительность их действия на человека в той части знаний, где сложно или невозможно получить собственный опыт, позволяют телевидению, газетам и Интернет – изданиям формировать «правила игры» в обществе там, где они ещё не сформированы. При этом им приходиться считаться с правилами, которые уже приняты в обществе.
Другое дело, когда восприятие или отношение человека к миру изменяется или корректируется. Действие, направленное на такое изменение можно назвать информационной атакой или воздействием. Это и есть тем, что принято считать «информационной войной» в понимании широких слоёв населения. То есть информационное влияние происходит практически всегда и практически везде, а информационная атака – это резкое намеренное изменение, направленное на восприятие человеком мира.
Примером такого существенного изменения мировоззрения можно считать процесс так называемой Перестройки. На самом деле под общим названием это явление объединяло ряд экономических и политических изменений, которые должны были спасти СССР от массового недовольства населения дефицитом и дороговизной товаров потребления, в сравнении с западным образом жизни. Новости о разнообразии товаров и новинках проникали в страну через дружественные страны, такие как Югославия, Польша и Болгария. Иногда, даже вместе с товарами.
Новая советская власть решила отказаться от большинства репрессивных методов поддержания порядка в стране. Гласность и разнообразие после десятилетий получения только из одного источника информации. Возможность заниматься частным предпринимательством (хоть и в форме кооператива) после принудительной коллективизации и борьбы с частными собственниками. Дружеские встречи с руководителями США и Западной Европы после навязывания мифа о враждебном и «прогнивающем» Западе.
Эти и другие факторы вызывали у простого советского человека состояние дискомфорта. Его мир рушился на глазах. Общество так и не пережило резкую перестройку сознания. Разрушение идеологии привело к разрушению страны.
Нечто подобное, но в гораздо меньшей степени мы переживаем и каждый раз перед выборами. Волны компромата, пропаганды и сенсаций заполоняют телевизионный эфир и газеты. Всё это и многое другое призывает нас с вами менять или формировать своё мнение, о каких либо явлениях или людях. При этом стараются делать это так, что бы вы думали так, как хотят они.
Наиболее действенным способом обезопасить себя от подобного вмешательства в сознание – это отказаться получать информацию. Однако таким образом можно не получить ту небольшую часть полезной информации, которую всё таки передают средства массовой информации.
Выход один – избирательно относиться к информации.
Необходимо выбирать достоверные и проверенные источники информации. Лучше всего доверять только официальным газетам, сайтам или телеканалам. Если газета или телеканал хотя бы один раз были уличены в перекручивании или в неправдивой информации, то лучше относиться к его информации с подозрением и проверять их информацию через проверенные и официальные источники. Тот, кто соврал один раз, скорее всего, соврёт и в следующий раз. На худой конец можно сравнить разные ненадёжные источники и сделать свой собственный вывод.
В любом случае следует помнить, что если информацию, которую вам хотят рассказать выходит за рамки простых фактов и вам начинают излагать аргументы пользу той или иной версии, то наверняка, от вас хотят, чтобы вы во что-то поверили.
Олександр Гаврик