«Донецкое» право: кто хозяйничает в хозяйственных судах
В ноябре прошлого года глава Хозяйственного суда Киева Валерий Князьков торжественно объявил о начале процесса люстрации своих подчиненных – и самого себя заодно. Результат, как и следовало ожидать, оказался немного предсказуем…
Как известно, что хозяйственные суды традиционно представляли собой любимую вотчину «донецкого» клана. Пик массового переселения донецких «хозяйственников» в столичные хозсуды пришелся на 2010-2011 год: именно тогда скромный судья Ворошиловского райсуда г. Донецка Валерий Князьков попал в Высший хозяйственный суд Украины (ВСХУ).
До этого единственным ярким пятном в биографии нашего персонажа была разве что «посадка» Бориса Пенчука, автора скандальной книги «Донецкая мафия». Пенчук, как известно, получил за свое творчество 8 лет, а судья – повышение и переезд в столицу, под крылышко своего земляка Виктора Татькова, занимавшего тогда должность председателя ВХСУ. Тогда же перебрался в Киев и еще один нынешний работник Киевского хозсуда – Артур Емельянов, впоследствии известный как «карманный» судья Александра Януковича.
Несвятая троица
Без сомнения, из всех троих земляков-«хозяйственников» Князьков поначалу занимал самую скромную позицию, фактически дублируя Артура Емельянова. Во всяком случае, в 2012 году, когда Емельянова, ранее назначенного главой Хозяйственного суда Киева, перевели возглавлять столичный Апелляционный хозсуд, Князьков, словно послушная тень, занял место старшего товарища. Таким образом, донецкий клан мог быть спокоен: Князьков «держал» столичный Хозяйственный суд, Емельянов – апелляционные инстанции, а Татьков крепко уселся в своем верховном судебном бастионе, отражая атаки всех, кто мог бы помешать «хозяйственным» интересам семьи Януковичей.
Интересы эти были немаленькими: напомним, что хозяйственные суды, в частности, занимаются такими лакомыми вещами, как споры о собственности предприятий. И соответственно, при наличии правильно назначенных судей представляют собой прекрасный «отмывочный» пункт для рейдеров, которые таким образом могут легализовать через суд неправедно захваченное имущество. Фактически цепочка выглядела следующим образом: рейдеры банкротили предприятия, хозсуды легализовали переход собственности в новые руки, а Высший хозяйственный суд в лице Татькова освящал эту легализацию своим высшим судебным авторитетом.
До поры до времени преступно-судейская схема действовала идеально. Однако пришел Майдан и 2014 год, и дело несколько застопорилось. Правда, не совсем.
«Неприкасаемые»
В 2014 году карьера двоих из «трех мушкетеров» пошла на спад: Татькову и Емельянову пришлось оставить свои должности и перейти в рядовые судьи Высшего хозяйственного суда Украины. Иными словами, не далеко от руля.
Во всем остальном положение не изменилось. Обещанная люстрация, о которой так долго и грозно говорили с трибун и экранов телевизоров, никого из троицы не затронула. Хотя поводов для зачистки было хоть отбавляй: в частности, Артур Емельянов так и не смог объяснить, откуда у него в декларации взялись 12 квартир, дом на тысячу квадратов, а также суммы на счетах, не соответствующие официальному доходу судьи. Когда «Громадське ТБ» решило обратиться к нему с этим вопросом, Емельянов забаррикадировался у себя в кабинете и отказался отвечать журналистам.
Неплохо поживает и кум Януковича и Пшонки Виктор Татьков: несмотря на то, что еще полгода назад МВД объявило о проверке его заграничных счетов (куда, по многочисленным свидетелествам, стекались и доходы от многочисленных рейдерских операций, которые курировал экс-глава ВХСУ), воз и ныне там.
Что касается Князькова, то, как уже упоминалось, «люстрацией» в своей вотчине он руководил самолично. С вполне предсказуемым результатом: все «нужные» судьи (включая, разумеется, и самого Князькова) остались на своих местах и по-прежнему ведут «нужные» дела.
Против лома нет приема?
На самом деле, распределение дел по судьям в вотчине Князькова – один из ярких примеров того, что ничего в этой отрасли со времен Януковича не изменилось. Напомним, что согласно нынешнему законодательству, распределение должно происходить автоматически: электронная система выбирает фамилии судей по принципу вероятности. Таким образом, теоретически назначить «нужного» судью на «нужное» дело невозможно – все делает программа.
Однако любая разработка, созданная человеческим интеллектом, легко побеждается грубой силой. В данном случае, силой административного давления.
В одном из подобных случаев глава киевского хозсуда Князьков был пойман, что называется, за руку. В феврале прошлого года должно было состояться рассмотрение дела №190/1890/14 по иску ООО «Сапсан-СП» против ООО «КПВФ «Сапсан». Согласно результатам автоматического распределения, дело должна была рассматривать судья Кристина Полякова. Однако 6 февраля Валерий Князьков своим распоряжением отдал дело судье Марии Любченко, аргументируя это тем, что при вводе данных в электронную систему распределения была неправильно указана категория дела – о чем должна была свидетельствовать написанная Поляковой докладная записка.
Представители ООО «КПВФ «Сапсан», имевшие сведения о том, что судья М.А. Любченко является заинтересованным в деле лицом, начали кропотливо изучать документы. В результате обнаружилась интересная вещь: докладная, где Полякова якобы утверждает, что категория дела не соответствует ее специализации, датирована 7 февраля – то есть, на сутки раньше, чем распоряжение Князькова о передаче дела судье Любченко, датированное 6 февраля. Иными словами, манипулируя вручную перестановкой судей (на что он, согласно законодательству Украины, не имел права в принципе), Князьков совершил грубейшую ошибку – перепутал даты.
О махинациях Князькова и его подчиненных было официально сообщено в Генпрокуратуру, однако тогдашний генпрокурор Ярема на сообщение не отреагировал. Теперь представители «КПВФ «Сапсан» делают еще одну попытку достучаться до правды и готовят аналогичное заявление на имя нового генпрокурора Шокина – в надежде, что «новая метла» окажется деятельнее своего предшественника и выметет мусор из киевского Хозсуда.
Хотя мести придется много и долго – кроме Князькова в списках работников Хозяственного суда Киева (http://ki.arbitr.gov.ua/sud5011/10/) до сих пор значатся такие имена, как Виктория Джарты (дочь покойного регионала Василия Джарты, избранная в 2013 году бессрочно (!) судьей Хозсуда г. Киева, несмотря на довольно скромную профессиональную биографию), а также Сергей Ковтун, Александр Мандрыченко, Николай Якименко, Любомир Головатюк и Павел Чеберяк – та самая «команда», которая в 2007-2008 годах занималась легализацией передачи Межигорья в собственность Януковичу. Все они спокойно пережили «люстрацию», объявленную Князьковым, и, очевидно, надеются жить без проблем и дальше. Получится ли?
Напутали в статье с фактажем по записке Поповой. Написали, что записка была на сутки раньше ( и тогда все логично), а фактически – на сутки позже.
“докладная, где Полякова якобы утверждает, что категория дела не соответствует ее специализации, датирована 7 февраля – то есть, на сутки раньше, чем распоряжение Князькова “